§ 16. Импульс тела. Закон сохранения импульса. Реактивное движение
Необходимо знать:
Импульс тела. Импульс силы. Связь между приращением импульса тела и импульсом силы. Импульс системы тел.
Понятие замкнутой системы. Внешние и внутренние силы. Закон сохранения импульса. Условия выполнения закона сохранения импульса. Реактивное движение.
Повторить:
Законы Ньютона. Сложение и вычитание векторов.
Сложение векторов, проекции вектора. Теорема Пифагора. Теорема косинусов.
Вопросы для самоконтроля:
- Тело движется равномерно по окружности. Изменяется ли его импульс?
- От чего зависят изменения импульса тела? скорости тела?
- Одинаковое ли значение имеет в различных инерциальных системах отсчета импульс тела? изменение импульса тела?
- Как импульс силы связан с импульсом тела?
- Автомобиль при торможении движется замедленно. Куда направлен вектор изменения его импульса?
- Тело массой m брошено вертикально вверх со скоростью v. Найдите изменение импульса:
- за время подъема на максимальную высоту;
- за все время движения.
- Футболист преграждает путь мячу. В каком случае он сильнее почувствует удар мяча:
- когда бежит навстречу мячу;
- когда бежит от мяча;
- когда стоит неподвижно?
- Усилий нескольких человек достаточно, чтобы сдвинуть с места автобус. Почему этот же автобус остается на месте при попадании противотанкового снаряда, пробивающего его навылет?
- Могут ли внутренние силы изменить импульс системы тел? импульсы тел системы?
- В каких случаях закон сохранения импульса при-меняют к незамкнутым системам?
- Может ли человек, стоящий на идеально гладкой ледяной поверхности, сдвинуться с места, не упираясь острыми предметами в лед?
- Можно ли двигать парусную лодку, направляя на паруса поток воздуха из мощного вентилятора, находящегося на лодке? Что случится, если поток воздуха на-правлен мимо паруса?
- Могут ли осколки взорвавшейся гранаты лететь в одном направлении, если до взрыва граната покоилась?
- Снаряд в верхней точке траектории полета разорвался
на два осколка, один из которых упал на землю точно под местом разрыва. Определите возможные направления полета второго осколка.
- Могут ли двигаться ракеты в безвоздушном пространстве? Какое влияние на движение ракеты оказывает воздушная среда?
- Каким образом можно изменять движение косми-ческого корабля после выведения его на орбиту?
- Для чего используют многоступенчатые ракеты?
Задачи
16.1. Тело массой 0,2 кг падает с высоты 1 м с ускорением 8 м/с2. Чему равен импульс тела к концу падения?
16.2. Шарик массой m, летящий со скоростью v, уда-ряется о стенку под углом а к ней и отскакивает под тем же углом без потери скорости. Определить направление и модуль вектора изменения импульса шарика за время удара.
16.3. Футболист, ударяя мяч массой 800 г, сообщает ему скорость 15 м/с. Длительность удара 0,02 с. Найти среднюю силу удара.
16.4. Два автомобиля с одинаковой массой 1 т движутся со скоростями 5 и 15м/с относительно земли в одном направлении. Найти направление и модуль импульса второго автомобиля в системе отсчета, связанной с первым автомобилем.
16.5.* Тело массой 1 кг брошено под углом к горизонту. За время полета его импульс изменился на 10 кг·м/с. Определить наибольшую высоту подъема тела.
16.6. Тело массой m равномерно движется по окружности со скоростью v. Найти изменение импульса тела при повороте радиуса на 60, 90, 180 и 360°
16.7. Самолет ИЛ-62 массой 70 т при разгоне набирает скорость 300 км/ч. Чему равен импульс силы, действующей на самолет?
16.8. Мяч массой 1 кг ударяется абсолютно упруго о вертикальную стенку. Скорость его перед ударом равна 10 м/с и направлена под углом 30° к плоскости стенки. Найти импульс силы, передаваемый стенке при ударе, и среднюю силу удара. Длительность удара равна 1,1с.
16.9. Два автомобиля с одинаковой массой 800 кг движутся со скоростями 10 и 20 м/с относительно земли навстречу друг другу. Найти импульс второго автомобиля в системе отсчета, связанной с первым.
16.10. Движение тела массой 2 кг описывается уравнением х = 5 - 8·t + 4·t2 (м). Найти импульс тела через 2 с и через 4 с после начала отсчета времени.
16.11.Летящий снаряд разорвался на два осколка с одинаковыми массами. Модули скоростей составляют 300 и 400 м/с, угол между векторами скоростей равен 90°. Найти скорость снаряда до разрыва.
16.12.Железнодорожная платформа движется со скоростью 9 км/ч. Из орудия, закрепленного на платформе, производится выстрел. Масса снаряда 25 кг, его скорость 700 м/с. Масса платформы с орудием 20 т. Определить скорость платформы после выстрела, если выстрел произведен:
- в направлении движения платформы;
- в противоположном направлении;
- если ствол орудия во время выстрела составляет угол 60° с направлением движения.
16.13.Конькобежец массой 70 кг, стоя на коньках на льду, бросает в горизонтальном направлении камень массой 3 кг со скоростью 8м/с. Найти, на какое расстояние откатится при этом конькобежец, если коэффициент трения 0,02.
16.14.Гранату массой 0,5 кг бросили со скоростью 40 м/с под углом 60° к горизонту. В верхней точке траектории она разрывается на два осколка, и после разрыва больший осколок массой 0,3 кг движется вертикально вниз со скоростью 50 м/с. Определить модуль и направление скорости меньшего осколка гранаты.
16.15.*Брусок массой m1 движется по гладкой гори-зонтальной плоскости со скоростью v1. Пуля массой m2, летевшая в горизонтальном направлении со скоростью v2, застревает в бруске. Найти модуль и направление скорости бруска с пулей, если она двигалась под углом а к направлению движения бруска.
16.16.Летящий снаряд разорвался на осколки массами - 1 и 2 кг. Скорости осколков равны соответственно 300 и 150 м/с, угол между ними 60°. Найти скорость снаряда до разрыва.
16.17.Железнодорожную платформу массой 20 т, движущуюся по горизонтальному участку пути со скоростью 0,5 м/с, догоняет платформа массой 10 т, движущаяся со скоростью 2 м/с. Определить скорость движения платформы после сцепления.
16.18.Вагон массой 50 т движется со скоростью 9 км/ч и встречает неподвижную платформу массой 30 т. Вычислить расстояние, пройденное вагоном и платформой после сцепления. Коэффициент трения 0,05.
5.19.*Человек, сидящий в лодке, бросает камень вдоль нее под углом 60° к горизонту. Масса камня 1 кг, масса человека и лодки 150 кг, начальная скорость камня относительно берега 10 м/с. Найти расстояние между точкой падения камня и лодкой в момент, когда камень коснется воды.
5.20*Тело массой 8 кг начинает скользить с вершины наклонной плоскости высотой 4,9 м с углом наклона 60°. У основания плоскости стоит тележка с песком массой 90 кг. С какой скоростью начнет двигаться тележка, когда тело упадет на нее? Коэффициент трения 0,1.
Звездочкой (*) помечены более оригинальные и сложные задания.